Используя данные интернет-базы Internet Movie Database по каждому фильму, номинировавшемуся на Оскар с 1927 по 2005 годы, группа исследователей решила выяснить факторы, которые повышают шанс актера на номинацию.
Среди сфер, принимавшихся в расчет, были тон фильма и его тема, характер роли, пол исполнителя и его контакты в киноиндустрии.
Изучив 171 539 ролей 39 518 актеров в 19 351 фильме, ученые выяснили, что шанс актера на номинацию повышается в 9 раз, если он снялся в драматическом фильме.
«Шансы актера на номинацию, преимущественно, задаются еще до того, как начинает работать камера, тогда, когда покупается сценарий, подписывается договор с режиссером и подбирается состав исполнителей», – указала Николь Эспарза, которая возглавляла работу, проводившуюся в рамках Калифорнийского центра исследований населения при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
«Удивительно, как много переменных, помимо талантливой игры актера, определяют, кто будет номинирован. В индустрии развлечений уже давно витало ощущение, что в процессе номинаций отдается предпочтение драмам, но я не думаю, что кто-то осознает масштаб этого эффекта».
Ученые выяснили, что актрисы номинируются в два раза чаще, чем актеры-мужчины.
«То, что женщин в кино меньше, чем мужчин, играет им на руку», – отметила Эспарза. – «Поскольку в фильмах женщин-исполнительниц меньше, чем мужчин, а при этом и те и другие претендуют на одинаковое количество наград, у актрис больший шанс быть номинированными, чем у актеров. Это простая арифметика, но, насколько я знаю, до сих пор никто не поднимал этой темы».
Имевшая место в прошлом номинация на премию Оскар многократно повышала шансы на дальнейшее признание.
Группа ученых назвала это «эффектом Матфея» – в Евангелии от Матфея (25:29) говорится: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет».
Исполнители также имеют больше шансов быть номинированными, если они снимаются в фильме, сценаристы и режиссеры которого номинировались ранее. Исследователи назвали это «эффектом Роберта Форстера».
Он – много снимавшийся актер, который ни разу не был номинирован на Оскар, пока в 1997 году не снялся в фильме «Джеки Браун», где сценаристом и режиссером выступил оскароносный Квентин Тарантино, а играли получивший Оскар Роберт Де Ниро и номинант на Оскара Сэмюэл Л. Джексон.
Однако в противовес широко распространенному убеждению, что успех в большей степени связан с тем, кого ты знаешь, чем с тем, что ты знаешь, ученые доказали лишь вспомогательную роль человеческих контактов. Они обнаружили, что шансы на номинацию актеров, которые на протяжении ряда лет работали со многими людьми в киноиндустрии, отнюдь не повышаются.
«Во всех сферах жизни, согласно расхожему мнению, важно не то, что ты знаешь, а кого ты знаешь», – заметили ученые. – «И Голливуд, возможно, ничем не отличается, за исключением области номинаций на награду Американской киноакадемии. Удивительно, но факт: контакты не помогают и не мешают актеру в процессе номинации».